Управление компьютерными системами

Основные цели модуля:

В данном модуле вводится понятие организационных структур и описываются некоторые общие принципы управления, однако основное внимание уделено вопросам управления в контексте ИТ/компьютерных систем. В модуле рассматриваются роли персонала в реальных деловых ситуациях и методы управления, необходимые для эффективной обработки данных. В модуле также изучается роль менеджмента в организации необходимых систем безопасности и контроля эффективности этих систем.

Основные темы курса

A. Организационные структуры

  1. Иерархические структуры в бизнесе.
  2. Матричные структуры в бизнесе.
  3. Виды менеджмента с разделением по целям.
  4. Централизация в бизнесе. Неблагоприятные последствия децентрализации.

B. Общие принципы менеджмента

  1. Административное управление предприятием.
  2. Планирование и составление графиков.
  3. Тайм-менеджмент.
  4. Методы предоставления отчетности. Отчетность для руководства.
  5. Каналы связи в бизнесе.
  6. Мотивация.

C. Информация

  1. Отличие данных от информации.
  2. Информация на разных уровнях – операционном, тактическом, стратегическом.
  3. Представление информации – различные методы.
  4. Что такое «хорошая» информация?
  5. Разработка бланков и форм отчетности.

D. Бизнес-процессы

  1. Прогнозирование.
  2. Планирование бюджета.
  3. Системы принятия решений. Административные информационные системы. Системы поддержки принятия решений. Экспертные системы.
  4. Помощь ИТ-отдела менеджеру.

E. Сетевой анализ / метод PERT

  1. Сетевой анализ как средство управления проектом.
  2. Определение терминов «Деятельность», «Событие», «Критический путь», «Резерв», «Фиктивная операция». Ресурсы для деятельности.
  3. Условные обозначения, используемые при составлении сетевых графиков.
  4. Составление сетевого графика на основе таблицы видов деятельности.
  5. Определение критического пути и минимальной длительности проекта.
  6. Диаграмма Гантта. Построение диаграммы Гантта. Выделение ресурсов на основе диаграммы Гантта. Распределение выделения ресурсов в течение срока реализации проекта.
  7. Роль компьютеров в управлении проектом.

F. Персонал ИТ-отдела. Роль сотрудников ИТ-отдела в бизнесе. Должностные инструкции.

  1. Руководитель отдела обработки данных, администратор машины.
  2. Сетевой супервизор/контролер.
  3. Системный аналитик.
  4. Программист, системный программист, программист-аналитик.
  5. Конечные пользователи и обработчики данных.

G. Обучение и найм

  1. Методы найма, характерные для ИТ-персонала.
  2. Методы подбора, характерные для ИТ-персонала.
  3. Преимущества/недостатки обучения уже имеющегося персонала относительно найма уже обученного персонала.
  4. Потребность в обучении. Индивидуальные программы обучения. Записи о повышении квалификации (PDR).
  5. Средства обеспечения необходимого обучения.

H. Безопасность и секретность в компьютерных системах

  1. Различие между безопасностью и секретностью.
  2. Угрозы безопасности компьютерных систем – аппаратное и программное обеспечение, данные.
  3. Средства сведения рисков безопасности к минимуму.
  4. Вопросы секретности деловых данных.
  5. Роль менеджера в решении проблем безопасности и сохранения секретности.

I. Влияние компьютеров на бизнес

  1. Управление изменениями в деловой практике.
  2. Изменение ролей сотрудников.
  3. Изменения, затрагивающие клиентов.
  4. Вопросы охраны здоровья при работе с компьютерами.
  5. Законы о защите данных и другие законы, регулирующие работу с компьютерными системами и затрагивающие руководство и персонал.

J. Малый бизнес

  1. Различия в управлении малым предприятием и крупной организацией.
  2. Преимущества, создаваемые ИТ для малого бизнеса на примере КОНКРЕТНОГО предприятия.
  3. Бизнес-план.
  4. Грамотный выбор компьютерной системы.
  5. Проблемы, возникающие у малого бизнеса при использовании ИТ.
  6. Договоры аренды (лизинга) и технического обслуживания.

Результаты изучения модуля

После изучения материалов данного модуля студенты смогут:

  1. Описать различные организационные структуры и общие принципы управления.
  2. Продемонстрировать понимание роли руководителя в обеспечении эффективной работы с компьютерной системой.
  3. Применять методы управления проектами и продемонстрировать понимание релей ключевого персонала.
  4. Дать оценку роли менеджера в изменении систем.

Числа в приведенном ниже списке указывают, с какими результатами обучения связаны соответствующие когнитивные и практические навыки:

  • Знание и понимание 1-4
  • Анализ 3,4
  • Синтез/Творчество 3
  • Оценка 4
  • Навыки межличностного и группового общения -
  • Самооценка / соответствие практическим требованиям -
  • Планирование и управление процессом обучения 3
  • Решение задач 3,4
  • Общение и выступление 2

Прочие навыки (указать нужные) -

Методы/стратегии изучения и обучения, используемые для достижения необходимых результатов

Обучение проводится на нескольких уровнях: лекции, обсуждения, а обзор и анализ задач. В ходе лекций закладывается информационный фундамент, на основе которого студенты продолжают направленное изучение и самоконтроль вне класса. Студентов стимулируют к созданию учебных групп для обсуждения материалов курса, что позволяет глубже понять изучаемый материал.

Методы оценки, позволяющие студентам продемонстрировать результаты изучения материалов Модуля

3-часовой экзамен: 100%

(Ответ на 5 вопросов из 8, ответ на каждый вопрос обеспечивает 20% общего балла).